Роза Михайлова: «Уделяем внимание каждому ребенку»

24 апреля 2017, 16:22

Уважаемые читатели, современное общество в настоящее время все больше идет навстречу людям с ограниченными возможностями здоровья. Появляются социально ориентированные учебные заведения, где занимаются обучением и развитием детей-инвалидов. Несмотря на то, что проблема обучения детей с ограниченными особенностями здоровья стала особенно актуальной в последнее время, уже около 20 лет с данной категорией детей работает общеобразовательная школа-интернат №8. На сегодня в ней обучаются 195 детей с различными видами нарушения здоровья. Директор школы Роза Михайлова рассказала об особенностях учебного процесса и о замечательных педагогах, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

- Роза, расскажите о том, почему вы выбрали профессию педагога?

- Родилась в Бурятии, в шахтерском городе Гусиноозерск. Можно сказать, что практически с детства мечтала стать учителем. Моя родная сестра Раиса на три года раньше поступила в этот же институт. Мама, окончившая четыре класса, в годы коллективизации и борьбы с неграмотностью считалась грамотной и обучала женщин. Дядя, который погиб на войне, тоже был учителем. Тетя - учитель литературы и русского языка.

Так и я по стопам сестры поступила в Бурятский государственный педагогический институт по специальности «учитель физики».

 

- Как сложилась ваша профессиональная деятельность?

- После института три года проработала педагогом в Забайкалье. А потом подружка

Наташа случайно увидела в газете заметку о Черемушках и комсомольской стройке. Мы, воодушевленные красивыми саянскими пейзажами и окрыленные мечтами, собрались и поехали в Черемушки. К слову, по дороге в Саяногорск мы немного были разочарованы пейзажем - степь, да степь кругом. Но, подъезжая к городу, увидели и речку, и горы, и тайгу.

В то время была нехватка кадров, поэтому довольно быстро устроилась учителем физики в школу №1 и еще больше влюбилась в свою профессию. Школа стала родным домом, ведь я проработала там более четверти века.  

В 2004 году мне поступило предложение от Владимира Анатольевича Скитовича возглавить школу. Никогда не стремилась к руководящим должностям, поэтому долго раздумывала, сомневалась, но все-таки решила попробовать.

 

- Трудно ли было после общеобразовательной школы начать работать в коррекционной?

- Любая новая и незнакомая работа вызывает трудности, тем более контингент обучающихся был особым, присутствовала своя специфика обучения. Коллектив, тогда еще коррекционной школы-интерната №8, был молодой, работоспособный, компетентный в работе с особыми детьми и их родителями. На тот момент у многих педагогов было по два-три педагогических образования, в том числе и в области дефектологии. Возникла необходимость повышать свою профессиональную компетентность, я тоже прошла переподготовку в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова и получила квалификацию дефектолога.

 

- Расскажите о том, как организован учебный процесс для детей с особыми образовательными потребностями?

- В школе реализуются адаптированные общеобразовательные программы для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития обучаются по программе «Школа России», как и учащиеся многих образовательных организаций города. С 2016 года период обучения данной категории детей пролонгирован, т.е. они получают знания, такие же, что и дети в других общеобразовательных школах, по тем же программам, но в более продолжительные сроки – 5 лет. Особенностью обучения данной категории детей также является малая наполняемость классов – до 12 человек и организация коррекционной работы в зависимости от индивидуальных особенностей, способностей и потребностей. За период обучения в нашей школе, дети получают начальное общее образование, сопоставимое с требованием федеральных государственных стандартов, то есть такое же, как и их сверстники в других школах. Получив начальное общее образование и преодолев имеющиеся трудности, обучающиеся успешно переходят в 5-й класс любой общеобразовательной школы города.

Особая категория детей в нашей школе – это дети с интеллектуальными нарушениями. Они получают образование в течение девяти лет. Приоритетом в образовании данной категории обучающихся является трудовое обучение. По завершению обучения в школе ребята могут приобрести рабочую профессию.

С введением в действие «Закона об образовании в РФ» в нашей стране исчезло понятие «необучаемые дети». Сегодня каждый ребенок имеет право на образование в соответствии с его особенностями, возможностями и потребностями. Еще до принятия данного федерального закона мы старались отойти от понятия «необучаемый ребенок» и брались обучать самых сложных детей. Более 15 лет в школе функционируют две группы для таких обучающихся, а также организовано обучение на дому, для тех, кто не может посещать школу. Специалистами разрабатываются специальные программы развития для каждого ребенка. Учитывается «зона их ближайшего развития»: одних детей мы можем научить писать свое имя и фамилию, считать до десяти, а других только ориентироваться в пространстве, понимать, кто он, откликаться на свое имя, вступать в коммуникацию при помощи жеста и т.д.

Помимо учебного процесса в школе организована и внеурочная деятельность: работают кружки, секции, группы по интересам. Всё как в других общеобразовательных школах.

Помощь наших педагогов востребована на уровне города и республики. Мы никому не отказываем в посильной помощи, в пределах нашей компетенции.

 

- Насколько я знаю, у вас есть также интернатные группы?

- Совершенно верно, таких групп у нас три, и в них проживают 32 ребенка из Богословки, Майна, Черемушек. В школе они находятся всё время, кроме выходных и каникул.

 

- Какие есть возможности учиться дальше у выпускников вашей школы?

- О выпускниках школы я рассказывала ранее. Хочу добавить, что у нас заключен договор с Саяногорским политехническим техникумом, и многие наши выпускники обучаются там рабочим специальностям, таким как штукатур-маляр, строитель, каменщик и другим. Кроме нашего техникума существуют и другие учебные заведения в Бее, Абакане, Шушенском, где ребята могут получить различные специальности. Школа многое дает своим воспитанникам, но дальнейшая их судьба, самоопределение во многом зависят от их родителей и социума, который их окружает. Не секрет, что многие в нашем городе «пугают» детей нашей школой, ставят «штампы» в меру своей некомпетентности, неосведомлённости.

 

- Расскажите о педагогическом коллективе?

- В школе-интернате №8 трудятся 43 педагога. В нашем коллективе есть дефектолог, психолог, логопеды, тифлопедагог, сурдопедагог. Все специалисты нашей школы работают слаженно, что конечно отражается на учебном процессе и атмосфере в коллективе. На сегодняшний день 88% коллектива – учителя высшей и первой квалификационной категории. Педагоги школы не случайные люди, способные выполнять поставленные перед ними задачи. Так, например, когда в нашей школе появился слепой ребенок, возникла необходимость в тифлопедагоге. Обучение на тот момент было дорогостоящим, а у школы не было возможности обучить педагога. Ирина Гертрудовна Заиграева за свой счет прошла переподготовку. Так в нашей школе появился тифлопедагог, который востребован теперь не только в школе, но и в городе.

Ранее я рассказала о категориях детей, с которыми мы работаем, но в последнее время нам, как специалистам, приходится выполнять заказ родителей и на помощь детям с другими ограниченными возможностями: у нас обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, нарушениями зрения и слуха. Мы никому не отказываем.

 

 - Роза, расскажите о своей семье, и чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

- С супругом Сергеем познакомились на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Он отслужил три года в Военно-Морском флоте, а потом приехал строить гидроэлектростанцию. Воспитали сына Алексея и дочку Алену. Дети живут в Саяногорске.

Очень люблю проводить свободное время с внуками, которые приходят по выходным. Я очень ценю эти мгновения, стараюсь выкроить время для общения с ними, побыть с семьёй. Особенно внукам нравится вместе готовить.

Мое хобби – активный отдых: прогулки на природе, бег по зимней лыжне, посещение бассейна. Особое предпочтение – посещение бани.

- Есть ли у вас какие-то банные традиции?

- Первые три раза заходим в сухую парилку, греемся сухим паром. После начинаем уже париться веничком.

Польза русской бани для здоровья известна с давних времён. Наши предки регулярно посещали баню, излечивались от многих заболеваний, да и просто отдыхали душой и телом. Открываются поры, и вместе с потом из организма выводятся вредные токсины и шлаки. Полезные свойства бани также заключаются в благоприятном воздействии на кровеносные сосуды. Они расширяются, за счет чего улучшается кровообращение, что способствует лучшему питанию каждой клетки организма. Люблю баню и всем советую регулярно ее посещать!

- По традиции нашей рубрики, поделитесь рецептом фирменного блюда?

- Хочу поделиться очень простым рецептом творожного пирога.

Нам потребуется:

Для начинки:

- пачка зернистого творога;

- 2 яйца;

- ¼ ст. сахара.

Для теста:

- пачка маргарина;

- 3 ст. л. сахара;

- 2 ст. муки;

- щепотка соды.

Маргарин размягчаем при комнатной температуре и добавляем сахар, муку и соду. Смесь хорошо перемешиваем, чтобы получилась крошка. Начинка: перемешиваем творог, яйца и сахар. В форму выкладываем 80% теста, сверху начинку и посыпаем всё оставшейся сухой смесью. Выпекать в разогретой духовке до готовности. Приятного чаепития!

 

Подготовила Дарья Балагура

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста