Мы должны знать малую родину!

15 октября 2014, 09:39
Рубрика: Спорт

В Центральной библиотеке в рамках празднования Международного дня туризма прошёл День открытых дверей. В этот день состоялись встречи учащихся старших классов с представителями сферы туризма.

Первым выступила руководитель Центра информации, краеведения и туризма Центральной библиотеки Ирина Венгерова. Она рассказала учащимся о топонимике Саяногорска, происхождении названий самых знаменитых географических мест муниципального образования г. Саяногорск: Ай-Дай, Бабик, Баштак, Борус, Гладенькая, Большой и Малый Карак и др.

Следом о музейной деятельности поведала директор Саяногорского краеведческого музея Елена Шишова. В частности она рассказала ребятам о раскопках на Ай-Дае, которые в настоящее время проводит профессор, доктор наук, руководитель группы археологических раскопок из г. Санкт-Петербурга Маргарита Пшеницына, по словам которой жители Саяногорска даже и не подозревают, какие сокровища их окружают!

Директор Саянского техникума экономики, менеджмента и информатики Максим Соболев презентовал учащимся специальности, которые можно получить, не покидая родной город, рассказал о видах туризма, возможных в нашем муниципалитете. Он обратил внимание на нехватку экскурсоводов, а также недостаток кадров в сфере гостиничного бизнеса, и пригласил ребят посетить сайт образовательного учреждения для более подробного ознакомления с образовательными программами.

Специалист Туристского информационного центра Хакасии Полина Прохоренко рассказала о деятельности Туристского центра, созданного в 2013 году, об официальном сайте Туринфоцентра РХ, обратив внимание на его важные разделы, а также отдельным объектам показа (Ивановские озера, визит-центры заповедника «Хакасский» и т.д.). Пожалуй, наиболее интересной частью встречи стало знакомство со студентом из Германии Феликсом, который приехал в нашу республику для подготовки своей научной работы о Хакасии. Кстати, в работу войдёт раздел о городе Саяногорске. Феликс поделился с ребятами впечатлениями от нашего города и республики. Информация, собранная им, будет сформирована в рекламный проспект для жителей Германии.

Индивидуальный предприниматель, общественный деятель Ольга Магаровская рассказала об экологическом виде туризма. Для нашего муниципалитета данный вид туризма достаточно актуален и находится в стадии развития. В своём выступлении она напомнила о культуре поведения на отдыхе и о важности сохранения окружающей природы.

Педагоги Станции детского и юношеского туризма и экскурсий «Борус» Елена Меркулова и Сергей Коростелев рассказали и наглядно в виде презентации показали материалы о деятельности станции, о достижениях учащихся и о маршрутах, по которым ходят группы школьников.

После каждого выступления гостей учащихся ожидала викторина по прослушанному материалу. Победители викторины награждены сладкими призами.

- Как показывает практика, к сожалению, молодёжь мало знает о той местности, где проживает. Со своей стороны мы должны восстановить эти пробелы, привлечь внимание к малой родине, дать понять молодому поколению, насколько важно знать о родном крае. Наш город посещает немало туристов, в том числе иностранных. Представьте, если к вам обратится турист с просьбой помочь найти в городе ту или иную достопримечательность, более того, рассказать о ней. Все ли могут ответить на этот вопрос?.. Наверное, нет. А вот граждане других стран хорошо знают о своей родине и с удовольствием рассказывают о ней. Мы ставим перед собой цель исправить эту ситуацию, для этого и проводим сегодняшнее мероприятие, - отметила ведущий специалист отдела экономики и развития МО г. Саяногорск Юлия Евсеева. - В этом году участниками встречи стали учащиеся 8, 9, 10, 11 классов школ города, Черёмушек, а также учащиеся 8, 9 классов Новоенисейской школы, студенты СТЭМИ. По словам педагогов, мероприятие получилось очень интересное и познавательное, некоторые из учащихся выразили желание выбрать в дальнейшем профессию, связанную с туризмом.

 

«Начинайте учиться со своего гнезда»

Все мы постоянно встречаемся с географическими названиями, за каждым из которых стоит свой особенный смысл. Люди никогда не давали названия просто так, поэтому объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. А это свидетельствует о том, что названия являются выражением ментальности людей, их мироощущения, культуры, быта, обычаев, психологического состояния. Они являются неотъемлемой частью современной цивилизации и представляют собой уникальную топонимическую среду, без которой невозможно существование человечества. На встрече с учащимися старших классов руководитель Центра информации, краеведения и туризма Центральной библиотеки Ирина Венгерова рассказала ребятам о том, откуда произошли некоторые наименования саяногорских достопримечательностей. Остановимся на некоторых из них…

 

Гора Ымай-таг (Умай)

На правобережье Енисея находится священная для хакасов гора богини Умай - покровительницы детей и материнства. Её высота - 861 м. Ымай-таг - так правильно называется эта гора. Хакасские шаманы именно здесь проводят свои обряды. По их словам, Борус - это отец, а Ымай-таг - мать.

Хакасы верили, что души детей и матерей находятся под охраной богини Ымай, живущей в верхнем мире. Они представляли её полной седовласой старушкой, имеющей способность летать в образе белой птицы и защищать от болезней и бед.

Это место полно загадок и чудес. Особых объяснений таинственных свойств этих мест нет. Так, у одной глубокой расщелины, которая даже мощным фонариком не просвечивается, есть камень, прикасаясь к которому люди чувствуют покалывание - даже те, кто не верит в духов и прочую мистику.

Раньше мимо Малого и Большого Ымай-тага проходил путь воинов - по нему они шли из Тувы. Когда тувинские шаманы приходили сюда утихомиривать Енисей, в большую воду 2007 года, они шли пешком до Хакасии именно по данной дороге и вышли в посёлок Сизая. По этой тропинке никто давно уже не ходит, кроме охотников...

Говорят, в прежние времена путники часто попадали в горную пещеру и пропадали без вести или сходили с ума. Здесь есть пещера, где три маленьких вершины образуют корону. Несколько лет назад, сбоку от короны, нашли изображение женщины на скале, что считают следом Ымай.

Также одна легенда гласит, что центр земли представляет собой гору, с которой люди связывают свои надежды на продолжение рода. Там находится и сакральное Красное озеро, невидимое глазу. В нём живёт рыба Керр балык, в которой хранятся души младенцев. Если женщина не может родить, шаман идёт на эту гору, крадёт у рыбы душу младенца, вытряхивает её в молоко, и женщина медленно его пьёт, и в её утробе зарождается жизнь…

 

Ай-Дай

У города Саяногорска, в трёх километрах западнее Означенного (где находятся дачи), есть гора Ай-Дай, что в переводе означает «Лунная гора». Это детско-игривое название горы произошло от фамилии хакасов Айдаевых, имевших здесь своё летнее стойбище.

 

Большой и Малый Карак - так называются стекающие с гор ручьи, а теперь и дачи. Названию «Карак» в рамках современных языков нет логического объяснения. Это слово составное: «кар + ак». В тюркских языках «кар» имеет несколько значений: «чёрный камень», «скала», а «ак» на древнем тюркском языке означало «поток». Тогда «Карак» - это «Горный поток». Вполне логичное толкование.

 

Уй - название реки, впадающей в Енисей в пяти километрах выше посёлка Майна, так же пришло из тюркского языка. «Уй» означает «долина», «низина», «впадина». То есть река получила название от слова, характеризующую местность, по которой она протекает.

 

Баштак - гора напротив посёлка Майна. Это название имеет чёткое толкование в рамках хакасского (тюркского) языка. Оно состоит из двух частей: «баш + таг», где «баш» означает «голова», «вершина», а «так (таг)» - «гора». В целом, «Баштак» при переводе этого слова на русский язык имеет значение «главная гора».

 

В среднем течении реки Уй есть широкая долина с названием «Бабик». Произошло это название от русского слова «бабы», которым раньше называли каменные изваяния, глыбы, столбы с изображёнными на них личинами женских божеств. Такие изваяния широко распространены по всей Хакасии, вероятно, они были найдены и на Бабике.

 

Гора Гладенькая - в народе считается, что она названа так за её округлую вершину, но это мнение ошибочно. Связано это с заставой. Вероятно, лучшего места для наблюдательных пунктов не нашлось, потому как с вершины Гладенькой отлично просматривается и река Енисей, и горы, и степи. Остаётся напомнить, что такие наблюдательные пункты назывались забытым сегодня словом «глядень», поэтому название горы «Гладенькая» означает: «гора с наблюдательным пунктом».

 

По дороге из Майна в Черёмушки с гор спускаются три лога: Устуг, Сойотка и Изербель. Название Устуг (лог и ручей) также пришло из тюркского языка (по-хакасски «осты» означает осиновый). Сойотка (лог и ручей) носит название племени сойотов, живших в этом районе. Позже оно было вытеснено на территорию Республики Тыва и стало одним из самых многочисленных племён, положившим начало тувинской нации. «Изербель» (лог и ручей) тоже взято из тюркского языка, состоит из двух частей: «изер» + «бель». «Изер» означает «седло», а «бель(пил)» - «перевал». В целом, слово «Изербель» имеет значение «седловидный перевал».

 

Кибик-Кордонское мраморное месторождение         

Это уникальное по запасам и цветовой гамме крупнейшее месторождение высокодекоративного мрамора в Российской Федерации. Расположено в Бейском районе, в 20 км к югу от Саяногорска. Известно с 1858 года. Разрабатывается с 1973 года.

На самодийском языке «кибик» означает «вода», «река», а «кордон» - русское слово, в настоящее время редко применяемое, означает «пограничный пункт». В этом месте в XVIII веке существовала речная пограничная застава.

 

Гора Борус

Отроги Западных Саян - пятиглавый хребет Борус, высшая точка которого гора Пойлова.

Борус - персонаж хакасского мифа о потопе. Пургус Тасхыл (Голец Бургуса) - гора Борус по реке Енисей, одна из высоких вершин Западных Саян. Согласно хакасским мифам, гора названа в честь Боруса или Бургуса, спасшегося на плоту во время всемирного потопа, а затем через 40 дней, приставшего к её вершине

Борус считается прародителем коренных жителей долины Среднего Енисея. Древние жители этого края были неустрашимым народом, не испытывали страха ни перед силами природы, ни перед могущественными богами. За свои грехи и непочтительное отношение к верховным творцам они были наказаны, и все погибли от потопа. Лишь один ясновидец Борус осознал нависшую опасность и за 40 дней на вершине одного тасхыла построил плот, скрепив его железными скобами. Затем он поместил на него своих детей и жену, а также разных зверей и птиц.

Только два живых существа отказались от плота, понадеявшись на свои силы. Ими оказались животное, напоминающий мамонта, и птица - громадный двуглавый орёл. На 39-й день потопа птица устала и решила передохнуть на бивне животного. Последний, не выдержав тяжести, ушёл вместе с ней под воду. С тех пор не стало на нашей земле этих биологических видов.

Сорок дней и ночей бороздил плот поверхность образовавшегося мирового океана, и только после этого срока вода стала убывать.

На 41-й день показалась вершина одного из тасхылов Саянских гор, ставшая пристанью плота Боруса. В честь этого события гора была названа Борусом. Борус с женой и детьми спустился с горы в долину Енисея и дал начало жизни хакасскому народу.

Страницу подготовила Лариса Бордина

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста