«Стройка подарила мне веру в человека»

24 декабря 2014, 11:56

Ветеран труда Алексей Григорьевич Шадрин, отработав сорок лет в КрасноярскГЭСстрое, посвятил свою жизнь гидростроительству. За плечами строительство Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций. За мастерство, трудолюбие и добросовестность Алексей Григорьевич награждён Почётными грамотами и благодарственными письмами, медалью «За трудовую доблесть» и другими значимыми наградами.

- Алексей Григорьевич, откуда берёт начало ваш трудовой путь?

- Трудиться начал ещё в детские годы, которые провёл на Урале. В наше время все, и девчонки, и мальчишки, в раннем возрасте начинали помогать взрослым. Мы работали на колхозных полях. Сначала нам доверяли пасти коней, а потом, когда мы стали постарше, ездить верхом, возить силос и копна на сенокосе. В 18 лет меня призвали в армию. После службы я устроился в КрасноярскГЭСстрой, где отработал с 1962 по 2002 год. Сначала водителем автобазы, начальником автоколонны в АТП №3, а затем начальником эксплуатации автобазы №4.

- Ваше детство прошло на Урале. А где именно вы родились?

- В деревне Мало-Киясово (Удмуртская АССР). В родной деревушке окончил четыре класса, а потом с товарищами пешком ходил за четыре километра в соседнее село. Получив свидетельство об окончании семи классов, продолжал работать в колхозе.

- Чем занимались ваши родители?

- Мои родители тоже работали в колхозе. Им досталось в жизни, как и всем в военное время. Отец призвался в армию в 1939 году и вернулся домой только летом 1948 года. Мне было всего два месяца, когда он ушёл воевать, а вернулся - мне уже шёл девятый год…

Отец прошёл Финскую войну, а в 1941 году, когда должен был демобилизоваться, началась Великая Отечественная война. Победный 1945 год застал его в Чехословакии. Но на этом, к сожалению, для него война не закончилась. Их погрузили на поезд и отправили на Восток. Только после разгрома Японии и восстановления советской власти в Китае, он вернулся домой. Папа не любил вспоминать о том, что ему пришлось пережить. Редко когда заговаривал о войне, хотя часто в гостях бывал мой дядька, Василий Артемьевич, который тоже фронтовик и, казалось бы, им есть о чём поговорить...

- Значит, вас воспитывала мама?

- У меня было две мамы. Мама, которая меня родила, и мама - бабушка по отцовской линии. Почему-то я никогда не называл её бабушкой, а всегда говорил - мама старая. Большую часть времени мне приходилось проводить с ней, потому как мама с другими женщинами из нашей деревни уходила на работу в тайгу. Как только на Каме становился лёд, и по нему можно было перегонять коней, женщин отправляли на зиму в лес заготовлять дрова для паровозов. И так всю войну. В конце ноября их собирали, давали им коня, и до весны они работали в тайге. Жили в бараках, за работу им не платили, а просто кормили. Мама рассказывала, что с них требовали выполнение определённых нормативов: так, один человек ежедневно должен был сдавать по три куба леса. Женщины работали по двое, пилили вручную. Процесс-то непростой: сначала дерево нужно было спилить, очистить, раскряжевать (то есть разрезать на два метра), а потом уже погрузить на коня, привезти и сложить по линии. Согласитесь, задача не из лёгких, тем более, её выполняли женщины. Работа ещё и осложнялась тем, что снега в тайге выпадало по несколько метров.

- Алексей Григорьевич, почему после демобилизации вы приехали в Дивногорск? Как узнали о стройке?

- Я проходил службу в Красноярске. Сначала призвался во Владивосток, в морские войска. Когда было перевооружение, нас перебросили в Красноярск, в ракетные войска. Служили в 40-ка километрах от Дивногорска. Так что мы знали о том, что рядом кипит Всесоюзная стройка, и после демобилизации вчетвером с друзьями (Миша Ушаков, Виктор Дементьев, Игорь Макаров и я) по комсомольским путёвкам приехали на Красноярскую ГЭС. Устроились, правда, в разные подразделения: они - монтажниками, а я водителем в автобазу №3. Перевозил бетон на ЗИЛе.

- На тот момент вы уже умели водить машину?

- Да, к тому времени у меня уже было водительское удостоверение. В своё время, в 1958 году, от военкомата я прошёл курсы водителя в ДОСААФе г. Сарапул. Мне довелось поработать в колхозе на стареньком ЗИС-5, с деревянной кабиной. Это первая моя машина! На стройку меня взяли водителем, ведь за плечами был определённый опыт в этой сфере.

Ну а в Дивногорске я получил образование, окончил вечерний строительный техникум по специальности «строительно-машинное оборудование». Учился и параллельно трудился. Мы работали по скользящему графику, поэтому иногда, когда идёшь в ночную смену, выходило и так: до 11 ночи сидишь за партой, а потом, до утра, возишь бетон.

Когда получил образование, меня назначили начальником автоколонны. В моём ведении было 180 водителей и 90 автомобилей марки «ЗИЛ». Начальник автоколонны для коллектива - не только руководитель, но и воспитатель, отец родной! Мы следили за выполнением поставленных задач и общим поведением всего коллектива.

- После окончания строительства в Дивногорске вас перевели на Саяно-Шушенскую строительную площадку?

- В 1973 году, когда закончилось строительство на Красноярской ГЭС, я хотел поехать на север. Тогда сильно увлекался охотой и рыбалкой, а север как раз располагал к этому. (Кстати, до сих пор эти увлечения остались. С большим удовольствием ухожу на пару дней в тайгу со своим верным другом Диком. Наедине с природой хорошо отдыхается, полностью разгружаешься от всех невзгод). Но когда же сообщил руководству о своих намерениях, они не захотели меня отпускать и решили уговорить поехать работать в Саяны. Леонид Семёнович Каулинь, возглавлявший на тот момент АТУ, сказал мне: «Пока мы тебя не уволили, давай-ка ты съездишь на Саяно-Шушенскую ГЭС. Посмотришь, оглядишься, авось, понравится!». Тогда здесь как раз формировался коллектив второй автобазы.

Ладно, думаю, съезжу. Приехал в марте 1973 года и был поражён природой. В Дивногорске ещё снег лежит, а здесь уже багульник вовсю цветёт! Посмотрел начинающуюся стройку, пообщался с Иваном Антоновичем Шостак (он возглавлял автобазу №2). Ему всё-таки удалось убедить меня переехать на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. И я перевёлся в Саяны начальником эксплуатации автобазы №2, и проработал в этой должности до выхода на пенсию.

- Что тогда представляли собой стройка, посёлок Черёмушки?..

- Как сейчас помню, в 1973 году было построено всего несколько панельных многоэтажных домов (№№1, 7, 8 и 9), а также несколько деревянных домов в районе дороги на современный спорткомплекс.

На Саяно-Шушенской ГЭС велись земельно-скальные работы на котловане. Перекрытие Енисея состоялось только через два года, в 1975 году.

- Расскажите, какой была автобаза №2. Какие машины у вас были?

- Это большая автобаза, в которой трудилось 1,5 тысячи человек. Автобаза работала круглые сутки, включая субботу и воскресенье. Автопарк достаточно разнообразный: от легковой машины до БелАЗа. Всего было около 400 автомобилей: ЗИЛ, краны, автобусы, МАЗы, КрАЗы, БелАЗы и т.д. Часть МАЗов перегнали из Дивногорска, а другую часть получили с самого завода. Наши ребята, кстати, сами ездили за новой техникой в Минск и своим ходом пригоняли её в Саяны. За один раз - по 10-12 машин!

Коллектив был хорошим, профессиональным. Многие из водителей автобазы сейчас продолжают трудиться на Саяно-Шушенской ГЭС, только уже в дирекции. Как сейчас помню, они приехали на стройку совсем юными, сразу после службы в армии, и постепенно становились профессионалами, набираясь опыта у старших напарников.

- То есть в вашем коллективе приветствовалось наставничество?

- Да, когда в автобазу приходили молодые ребята, мы их ставили в напарники с более опытными водителями. Допустим, на машине работают три человека, один - начинающий водитель и два - опытных. Когда новички «обрастают» опытом, их можно уже ставить с другими молодыми работниками. И так было всегда! Я и не представляю себе, как может быть иначе. Молодёжь надо обучать, передавать свой опыт, мастерство, а не хаять, что они ничего не умеют и ни на что не способны. Представляете, устраивается в автобазу паренёк после армии, он умеет водить машину, а за рулём БелАЗа ни разу не сидел. А это же далеко не простая техника: 30-тонный автомобиль, одно колесо которого весом в 700 кг. Ну как он самостоятельно научится им управлять?!

Плюсов в том, что старшие наставники общались с новичками, немало. Ведь водители, отработавшие в автобазе несколько лет, делились не только знаниями, но и традициями, помогая влиться человеку в коллектив.

- Интересно, сколько нужно отработать за рулём, чтобы стать опытным водителем?

- Трудно сказать. Кому-то хватает и нескольких месяцев, а другим надо несколько больше времени. Всё же зависит от человека.

Наблюдая за работниками автобазы, я сделал один вывод: ребята из сельской местности не боялись и смело справлялись со всеми трудностями, а вот из больших городов, как правило, отработав некоторое время на стройке, разочаровывались и возвращались домой. Деревенские парни привыкли к труду, они обладают выносливостью, и не страшатся ни грязи, ни холода. А городские привыкли к комфорту и благоустройству. Поэтому в нашем коллективе в большей степени держались ребята из сельской местности, которые с малых лет сидели за рулём тракторов, автомобилей и работали по-взрослому.

- Какие традиции были в коллективе автобазы?

- Мне повезло с коллективом, потому что его формирование шло внутри него самого. Сами ребята создавали коллектив, а традиции им в этом помогали!

Во-первых, все водители совместно следили за техническим состоянием автомобиля. Если вставали на ремонт, то выходили на работу все шоферы, за которым закреплена машина. Так, на БелАЗе работало по три человека, на МАЗе и КрАЗе - по двое, на остальных машинах, как правило, по одному.

Во-вторых, передавая автомобиль другому водителю, ты был обязан привести его в должный порядок, то есть вымыть и проверить его техническое состояние, не спущены ли колёса и т.д.

Не забывали ребята и про отдых. Когда начинался купальный сезон, в выходные дни собирались дружной компанией, брали с собой палатки, садились на автобус, который выделялся АТП, и выезжали на озёра.

К тому же, мы придерживались традиций комсомольско-молодёжных бригад. Каждый работник и вся бригада писали соцобязательства, которые должны были выполнить за определённый срок. Затем подводились итоги. Сначала среди автоколонн, потом среди бригад автобазы, а уже после среди подразделений АТУ. Причём учитывалось не только выполнение соцобязательств, но и ведение общественной работы (подшефные классы и т.д.), образование (работник обязательно должен был иметь среднее образование), поведение на рабочем месте и в нерабочее время (побывал в медвытрезвителе - заработал минус для бригады!) и т.д.

- Какие моменты на стройке были самыми напряжёнными?

- Конечно, это пиковые события на строительной площадке. Например, это перекрытие Енисея, укладка бетона, пуск гидроагрегатов, паводок. Особенно запомнилось, когда Станислав Иванович Садовский, начальник строительства, призвал уложить миллион кубов бетона в плотину ГЭС в течение года! Тогда все работали, не покладая рук! Бетонному заводу надо было выдать бетон, нам - перевезти, а строителям - уложить. Но ничего, справились с задачей!

- И что помогло справиться с таким непростым заданием?

- Общая атмосфера внутреннего подъёма на стройке, осознанность, трудолюбие, выносливость работников. Человеческий фактор всегда имеет определяющее значение.

Например, в тот год наша автобаза работала в ускоренном режиме. В разы увеличились заявки на транспорт, и поэтому водители были вынуждены выходить на работу в выходные дни. Это ли не стойкость характера и понимание того, что ты работаешь на великой стройке - возведении самой мощной гидростанции в стране!

- Алексей Григорьевич, и в завершении нашей беседы скажите, что в вашей жизни значат годы работы на строительстве Красноярской и Саяно-Шушенской гидростанциях?

- За время работы я осознал, что в любой ситуации главными остаются люди. Если есть сплочённый коллектив, то и работа пойдёт в гору.

Стройка подарила мне веру в человека. Когда-то, поручая задание молодому работнику, я часто сомневался, а сможет ли он это сделать. Но молодёжь, как и мои опытные коллеги, никогда меня не подводили. И я понял: надо верить в человека, независимо от его возраста.

Подготовила Лариса Бордина

 

 

 

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста