Школьный психолог: вы спрашиваете - мы отвечаем

15 октября 2014, 09:35
Рубрика: Вопрос-ответ

В прошлом номере (№41 от 8 октября 2014 г.) мы начали беседу с педагогом-психологом Лицея №7 Лидией Усачёвой о том, какую роль в школе играет психолог, чем он может помочь учащимся, их родителям, учителям, с какими вопросами можно к нему обращаться, и в каких случаях не стоит медлить с обращением к специалисту. Сегодня мы остановимся на отдельных ситуациях, с которыми приходится сталкиваться многим родителям. Возможно, среди них вы найдёте ответы на ваши наболевшие вопросы.

Ребёнок мечтает стать роботом. Как относиться к его желанию? Кроме того, заметили, что он всегда рисует тёмными карандашами (чёрным, тёмно-синим и т.д.). Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

Всё зависит от возраста ребёнка. Если это дошкольник либо младший школьник, то переживать не стоит. Наоборот, это является проявлением его творческих способностей, либо профессиональных склонностей. Возможно, в будущем он станет хорошим инженером-конструктором, изобретателем и т.д. В то же время следует обратить внимание на то, какие мультфильмы и фильмы смотрит ребёнок. Может быть, они перенасыщены роботами и тому подобными героями. Ребёнок же должен всесторонне развиваться, для этого ему необходимо смотреть разные мультфильмы, читать книги на разную тематику и т.д. Если же ребёнок старшего возраста мечтает стать роботом, нужно задуматься и обратиться к специалисту за помощью. Скорее всего, это свидетельствует об определённых проблемах.

Стоит ли беспокоиться, если ребёнок рисует тёмными карандашами?.. Если он начинает рисовать тёмными, а потом добавляет цветные, то это нормально. Если же он выбирает только тёмные цвета, возможно, так проявляется повышенная тревожность. Пугаться не стоит, но было бы неплохо проконсультироваться с психологом.

Важно помнить, результаты наблюдений - повод задуматься над особенностями отношений родителей с ребёнком, а также его отношений вне семьи.

 

Ребёнок дошкольного возраста. Рисуя человека, он зачёркивает лицо. Что это значит?

Вероятно, это свидетельствует о высоком уровне тревожности, наличии определённых страхов, а это повод для обращения к психологу. Он поможет разобраться, в чём дело. Скорее всего, у ребёнка имеются проблемы во взаимоотношениях с окружающими, возможно, его беспокоит, как он будет общаться со сверстниками в детском саду, в школе и т.д.

 

Ребёнок учится в начальных классах. Часто говорит, что уйдёт из дома. Может ли он на самом деле уйти из дома? Как реагировать на подобные заявления?

С одной стороны, ничего страшного в подобных высказываниях нет. Многие дети проверяют, как действует подобный шантаж на родителей. Таким образом ребёнок разбирается в механизме шантажа и получает возможность удостовериться в надёжности родителей. Тем не менее, родителям следует задуматься, нет ли в семье (или окружении) привычки шантажировать друг друга угрозой бросить. Такая угроза часто может звучать достаточно безобидно. «Раз ты меня не слушаешься, я ухожу», - говорят иногда родители своему ребёнку. Это можно услышать и на улице, когда ребёнок упрямится и не желает идти вслед за мамой. Дома может звучать похожий вариант: «Не нужен мне такой ребёнок!» Бросанию родители учат, когда выставляют ребёнка из комнаты в наказание или перестают разговаривать, показывая, что обиделись. Дети часто видят, как взрослые используют в конфликтах подобный способ манипуляции: хлопают дверью, уходят в обиде «в ночь». Такого рода наблюдения приводят ребёнка к выводу, что близкие люди могут друг друга наказывать подобным бросанием, а значит, может и он.

Что же делать в подобных ситуациях? Нужно показывать ребёнку, что мы понимаем его реакцию, его чувства: «Я понимаю, что ты злишься на меня за то, что я не разрешаю тебе… И я понимаю, что тебе хотелось бы как следует напугать меня, чтобы я не…». Затем поясняем правила жизни в семье: «Мы - семья, мы не можем друг друга бросать и выгонять. Я всегда буду твоей мамой, а ты всегда будешь моим сыном. Мы можем злиться друг на друга, но при этом мы остаёмся семьёй». Надо отделить чувства от поведения, показать, что злиться можно, это нормальная эмоциональная реакция на ситуацию, в которой что-то не нравится. А вот бросать друг друга нельзя. Нужно объяснить, какого поведения ожидаете вместо угроз. Возможно, уступки с его стороны. И не потому, что «кто-то более прав», а просто вы родители, а значит в семье вы в списке VIP-персон. Или научите компромиссу: тогда 50% интересов ребёнка, 50% - родителей. Далее нужно объяснить ваше отношение к угрозе: «Так как мне подобная угроза не приятна, я не буду вообще принимать её в расчёт».

Практика показывает, положительное подкрепление поведения, которое устраивает родителей, приводит к увеличению вероятности его повторения, а игнорирование неудобного поведения заканчивается его постепенным угасанием. То есть надо перестать реагировать на его угрозы, вероятно, это просто дань возрасту и не более того, а вот попытки договориться или желание уступить с его стороны надо всячески поощрять. Хотя с подростком всё несколько сложней, так как угрозу он может реализовать. Но если ребёнок в младшем возрасте усваивает, что «в нашей семье не бросают друг друга, как бы не злились и не обижались», то в подростковом возрасте этой проблемы уже не будет…

 

Ребёнок учится в 7-м классе. Приходя со школы, он говорит, что его ненавидит учительница. До этого у него были хорошие оценки по этому предмету, а теперь плохие. Как реагировать на заявление подобного рода?

Однозначно идти в школу и беседовать с учителем, если есть необходимость обсудить проблему втроём - родитель, ребёнок, учитель. Чаще всего на этой стадии большинство вопросов и решается. Если же проблема обостряется, можно расширить круг участников беседы, пригласив, специалистов школы (например, социального педагога, психолога), заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Лишь только обсуждение вопроса приведёт к решению проблемы, в противном случае она может усугубиться и вылиться в серьёзный конфликт.

 

Что делать, если ребёнок боится общения?

Если у ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками, страх контакта с людьми, вероятно, имеются проблемы его социализации. Социализация - вхождение в социум, когда ребёнок учится различать нюансы поведения, и вообще начинает понимать устройство общества на доступном ему уровне. Это довольно длительный процесс, который наступает примерно с одного года и завершается в 16-17 лет, когда ребёнок уже способен осознавать ответственность за свои поступки и действия.

Если у ребёнка есть богатый опыт общения, есть взрослые, помогающие ему разобраться в особенностях человеческих взаимоотношений, то социализация, как правило, проходит успешно.

Бывает, что дети рождаются, умеющими найти общий язык с кем угодно - таким детям какая-то специальная социализация не нужна. Но это социальный талант, и, как любой талант, он проявляется не у всех. Большинству же детей, необходимо научиться тонкостям взаимодействия с разными людьми. В противном случае нередко возникают проблемы коммуникативного характера: например, неумение видеть себя со стороны, страх близкого контакта с людьми или, наоборот, неумение определять, когда необходима дистанция - ведь если ребёнок может обращаться к взрослым на «ты», подойти к малознакомой женщине и сказать: «Фу, какое у тебя дурацкое имя!», у него тоже проблемы с социализацией.

Раньше дети играли во дворе сами по себе, без взрослых: в догонялки, прятки, казаки-разбойники, классики. У них был свой особый мир с секретиками, тайнами (не какими-то плохими, а хорошими, детскими). А самая мощная социализация как раз и происходит в игре, причём не настольной, обучающей, а спонтанной: ролевой или игре с определёнными правилами. Сейчас этот кусок детской жизни практически исчез - наша жизнь очень изменилась, дети гуляют только в сопровождении взрослого. В наше детство мы могли запросто пойти к соседской девочке в гости поиграть. Сейчас ситуация другая.

Внимание! Воспитывает и развивает социализацию даже негативный опыт, но только в том случае, если у ребёнка доверительные отношения с родителями, и он делится всем, что с ним происходит. А родители, в свою очередь, способны дать чуткую и грамотную оценку ситуации. Исходя из этой оценки и уже собственного опыта, ребёнку в следующий раз будет проще справляться с подобными негативными явлениями.

Если в семье один ребёнок, он просто живёт в мире взрослых, причём на особом, выделенном положении. Он ориентирован на общение со взрослыми, которые готовы к нему подстроиться, обязательно учесть его мнение. С таким ребёнком не договариваются, а его уговаривают. И роли в игре определяет он сам. Он привык командовать. Когда такие дети приходят в школу, они и там пытаются командовать, не имея качества лидера. В семье-то ситуация была не завоёвана, а дана изначально. В детском коллективе репутацию надо завоевать. И никто просто так не готов подчиняться. Нетрудно представить, как тяжело приходиться таким детям.

Когда в семье двое детей, особенно разного возраста, возможностей для социализации больше, но всё равно ролевая палитра взаимоотношений небольшая. Старший, как правило, будет занимать главенствующую позицию.

Часто родители думают, что они социализируют детей, водя их на множество различных занятий, кружков и секций. Но, когда расписание у ребёнка сложнее, чем у мамы, происходит не полноценная социализация, а воспитание трудоголика. Детям нужно именно общение, вне каких-либо занятий.

Важно давать детям возможность играть. А для этого нужно искать детей, с которыми вашим детям интересно. Пусть они вместе играют в куклы, в солдатики, в машинки, пусть ссорятся, мирятся, пусть они не могут поделить игрушку, сразу договориться, кто будет водить во время пряток. Пусть они сами учатся разрешать те или ситуации, находить правильное решение, чтобы общение развивалось дальше. Родителям при этом хорошо бы, не вмешиваясь, находясь поодаль, внимательно наблюдать, что происходит, чтобы понять, есть ли у ребёнка трудности в общении.

Чем можно помочь детям? Что можно сделать, чтобы социализация ребёнка шла своим чередом?

Создавать возможности общения вне семьи. Не изолировать ребёнка от бабушек, при условии, что они адекватны. Организовывать ситуации, в которых каждый из детей остаётся единственным представителем своей семьи (хотя бы праздники и занятия, на которых не присутствует мама).

Замкнутость ребёнка, нежелание общаться (как уже сложившийся факт) может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями ребёнка, тонкостью душевной организации, богатством внутреннего мира. Если ребёнок предпочитает находиться в одиночестве, охотнее берётся за занятия, требующие уединения (с удовольствием лепит, рисует, конструирует…), то родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к такому ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. «Перевоспитания» и какой-то помощи здесь не требуется.

Иное дело, когда замкнутость ребёнка вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребёнка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

К сожалению, сейчас много детей с поведением аутического спектра (в поведении детей можно наблюдать проявления черт, свойственных людям, страдающим аутизмом). Такие дети требуют более тонкого и терпимого отношения со стороны окружающих. Родителям таких детей необходимо обратиться к специалистам: психологу, неврологу, психиатру. Для таких детей процесс социализации, как правило, длится дольше, чем для остальных. Соответственно и помощи в ней требуется больше. Из психологических техник для помощи таким детям можно использовать музыкотерапию, арт-терапию, кинезитерапию, анималотерапию. Причиной замкнутости ребёнка может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведёте себя с ребёнком. Достаточно ли вы уделяете ему внимания?..

 

Что делать, если ребёнок не хочет учить уроки?

Прививать ребёнку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причём категорически. Важная оговорка - подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остаётся стимул (как правило, похвала). Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрёпка в будущем покажется вам сущей ерундой. А если ребёнок уже в средней школе? Подумайте об этом без лишних эмоций. Выясните причину нежелания учиться. Следует ввести определённый режим дня, в том числе с выполнением домашнего задания. Если всё же не хочет выполнять, должны быть введены штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребёнком заранее. Наверняка, это сведётся к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе нежелательно. Если всё равно ребёнок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Ну и конечно, благодарите и хвалите его чаще! Даже за самое пустяковое достижение - это главный ключ к успеху! Ну а дальше уже ваше творчество и фантазии…

 

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу? И как определить, что ребёнок готов стать первоклассником?

Среди различных доводов родителей основаниями для поступления в школу с 6 лет назвала бы следующие:

•   ребёнок действительно хорошо читает, считает и, возможно, даже пишет;

•   ребёнок здоров, он не относится к часто болеющим (более 5-6 раз в год) детям - то есть, у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний и уж тем более нет таких особенностей развития, как гиперактивность, синдром дефицита внимания (имеется в виду проблемы с концентрацией), аутизм, задержка психического развития и прочие подобные нарушения;

•   ребёнок хорошо социально адаптирован, он легко налаживает контакты и, желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений (детский сад, школа раннего развития или любой детский коллектив);

•   ребёнок хорошо ориентируется в окружающем мире, знает полные фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий, свой адрес, телефоны родительские и домашний, понимает назначение школы и правила учёбы в ней;

•   ребёнок хорошо владеет речью, не заикается, достаточно чётко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;

•   у ребёнка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность;

•   дорога в школу не слишком долгая, не более 20-30 минут - иначе ребёнок устанет ещё до начала учебного дня.

Только при сочетании всех названных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан.

Необходимо трезво и объективно взвесить свои возможности. Например, если ребёнок отлично считает - это ещё не показатель школьной зрелости. Может ли он удерживать внимание на одном и том же предмете не менее 15 минут? Так ли хороши его успехи в письме, как и в математике? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? И вообще - хочет ли он сам в школу?

Плюс ещё важный момент: развитый ребёнок и готовый к школе ребёнок - это не одно и то же.

Обученность - это те умения и навыки, которым ребёнка обучили (умение писать, читать, считать).

Интеллектуальное же развитие - это умственный потенциал, способность ребёнка к самодвижению, самостоятельному обучению, решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий.

То есть обученность и общий уровень развития, в том числе и эмоционального, это отнюдь не синонимы!

И кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, есть ещё такая штука, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть первоклассник должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, имел силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям.

Существуют методики определения так называемой «школьной зрелости», согласно которым в баллах оценивается готовность ребёнка к школьному обучению. Если родители сомневаются в его силах и подготовленности к школе, могут сходить на консультацию к школьному психологу и проверить потенциал своего ребёнка. Если по вашим ощущениям и согласно заключению психолога ребёнок к школе готов - нет причин не пойти туда в шестилетнем возрасте. Но если нет - стоит всё же подождать, пока организм окрепнет и наберётся сил, а нервная система созреет.

Как правило (объективно, без учёта родительских амбиций), реально к обучению в школе с 6-ти лет готовы не более 10% детишек. Остальным всё же лучше идти в школу в традиционное время, какие бы причины не находились родителями, потому что от успешности адаптации к школе зависит очень многое.

Подготовила Лариса Бордина

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста