Налоговое законодательство: нововведения 2015 года

22 января 2015, 14:44
Рубрика: Экономика

Управление Федеральной налоговой службы по РХ и региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» провели «круглый стол», в рамках которого обсуждались кардинальные изменения налогового законодательства, вступивших в силу в 2015 году.

 

По словам выступающих, изменения призваны не просто усовершенствовать налоговое законодательство и контрольные процедуры налоговых органов, но и вывести на более высокий уровень взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов, способствовать добровольному исполнению налогоплательщиками своих обязательств, качественному повышению эффективности камерального налогового контроля НДС и снижению административной нагрузки на бизнес.

Юлия Капутская, заместитель руководителя УФНС России по Республике Хакасия:

«В 2014 году, как известно, вступили в силу изменения, согласно которым все плательщики НДС должны сдавать отчетность в электронном виде. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы декларации в электронном виде сдавали все, кто обязан это делать. Однако, приблизительно 2,6% (3218 обязанных и 85 на бумажном носителе) деклараций по НДС за 3-й квартал 2014 года поступили к нам на бумаге. Со всеми налогоплательщиками мы проводим индивидуальную работу, с целью исключения негативных для них последствий, которые могут наступить с 2015 года.

Эти последствия связаны со вступлением в силу положений НК РФ, согласно которым с 2015 года при представлении налоговой декларации по НДС на бумажном носителе, такая декларация не будет считаться представленной. В связи с этим в случае представления налогоплательщиком НДС декларации на бумажном носителе, налоговый орган вправе будет принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. А это уже серьезное ограничение хозяйственной деятельности. Поэтому еще раз призываем всех плательщиков НДС обеспечить представление деклараций по НДС в электронном виде по ТКС.

Более того, начиная с 2015 года налоговые органы переходят с налогоплательщиками НДС на обязательное электронное взаимодействие. Это означает, что все организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, должны будут обеспечить получение от налоговых органов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов налоговых органов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий. Речь идет о решениях, требованиях, уведомлениях и других документах, формируемых налоговыми органами в ходе выполнения установленных процедур контроля.

Кроме того, на налогоплательщиков возлагается обязанность передавать налоговым органам квитанцию о приеме этих документов. Квитанция также передается в электронной форме по установленному формату по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести рабочих дней после получения документа от налогового органа.

Неисполнение налогоплательщиком обязанности по передачи квитанции о приеме определенных документов от налогового органа будет с 01.01.2015 г. являться основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке и переводов его электронных денежных средств.

Перечень документов НО, непредставление квитанции о получении которых в шестидневный срок, будет основанием для принятия НО решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке:

  • требование о представлении документов, которое может выставляться в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ при проведении ВНП и КНП, требование, которое направляется в порядке ст. 93.1 НК РФ при истребовании документов у контрагентов налогоплательщика или иных лиц, располагающими такими документами, а также в соответствии с п.2 ст. 93.1 НК РФ при истребовании документов по конкретным сделкам;
  • требование о представлении пояснений, которое направляется налогоплательщику при проведении КНП на основании п.3 ст. 88 НК РФ при выявлении ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • уведомление о вызове в налоговый орган, которое формируется на основании пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ в случае, если у налогового органа есть необходимость получения пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиком налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, в целях применения п. 3 ст. 76 НК РФ перечень документов, за не направление квитанции, о получении которых могут быть приостановлены операции по счетам, носит закрытый характер. При этом важно понимать, что получение этих трех документов требует четко определенных ответных действий налогоплательщиков: представить документы или пояснения по требованию НО либо прийти в НО для дачи соответствующих пояснений. И здесь тоже важно выстроить конструктивные взаимоотношения с НО, своевременное представление документов и (или) пояснений позволяет НО своевременно устранять возникающие несоответствия без возбуждения дела о налоговом правонарушении.

Безусловно, приостановление операций по счетам - серьезная мера, поэтому считаю необходимым остановиться на сроках, в течение которых оно может быть вынесено налоговым органом при не направлении налогоплательщиком квитанции о получении вышеперечисленных документов, и когда подлежит отмене.

Прежде всего, следует отметить, что законодателем ограничен срок, в течение которого налоговый орган может применить меры обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанностей в виде приостановления операций по счетам. Он составляет десять рабочих дней после истечения шестидневного срока, установленного для передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

Срок для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке установлен минимальный - не позднее 1 рабочего дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- дня передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- дня представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом (если направлено требование о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган (если было направлено уведомление о вызове в налоговый орган).

Таким образом, в 2015 году ежедневный мониторинг информации о поступивших от налогового органа в электронной форме документах, о получении которых налогоплательщик должен отправить квитанцию, станет важным элементом соблюдения им налогового законодательства и основой для выстраивания конструктивных взаимоотношений с налоговыми органами».

Владимир Иванчик, начальник отдела камерального налогового контроля и налогообложения юридических лиц:

«Федеральной налоговой службой поставлена задача сделать процесс проведения камеральной налоговой проверки максимально прозрачным и понятным для налогоплательщика. Необходимый объем проведения контрольных мероприятий будет в большей степени определяться автоматизированным путем, максимально исключающим влияние человеческого фактора. Кроме того, автоматизация проведения КНП сведет к минимуму запросы у налогоплательщика договоров, реестров, актов приема-передачи, книг покупок и книг продаж, первичных документов, значительно снизит количество проводимых встречных налоговых проверок контрагентов налогоплательщика, что существенно уменьшит административную нагрузку на налогоплательщиков.

Данные изменения это первый шаг к реформированию в целом системы организации камерального контроля налоговой отчетности налогоплательщиков, включающие в себя серьезные изменения в налоговое законодательство, переход на более совершенное программное обеспечение проведения процессов камерального контроля, структурные преобразования территориальных подразделений ФНС России.

В 2015 году в налоговое законодательство вводится расширенное электронное декларирование по НДС.

Плательщики НДС, а также лица, не являющиеся плательщиками, но выставившие в налоговом периоде счета-фактуры с НДС в декларацию за 1 квартал 2015 года, будут включать сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При этом для налогоплательщиков исключена обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. То есть налогоплательщик, осуществляющий обычные операции (приобретения, реализации), просто ведет книгу покупок и книгу продаж без формирования журнала. Посредники, экспедиторы и застройщики представляют в налоговые органы в электронном виде журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, в случае если они освобождены от обязанностей плательщика НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления декларации за 1 квартал установлен как 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации по НДС на 2015 год и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России ММВ-7-3/558@ от 29.10.2014 (зарегистрирован в Минюсте 15.12.2014) (декларация размещена на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность»). Действовавшая в 2014 году декларация по НДС (разделы 1-7) дополнена разделом 8 «Сведения из книги покупок», разделом 9 «Сведения из книги продаж». Фактически указанные разделы декларации являются книгами покупок, книгами продаж, которые будут включать информацию из первоисточника - по виду операции, порядковом номере, дате счета-фактуры, информацию о продавце, стоимости покупок, стоимости продаж, налоговой ставке, сумме исчисленного НДС продавцом и покупателем.

В связи со значительными изменениями формы налоговой декларации и состава сведений рекомендуем налогоплательщикам заблаговременно (10-15 дней до истечения срока представления) представить декларацию за 1 квартал 2015 года.

Процесс проведения камеральной налоговой проверки по НДС с 2015 года будет включать в себя несколько этапов.

Первый этап - вся налоговая отчетность, представленная в электронном виде, будет проходить через несколько фильтров контроля в федеральной базе данных ФНС России - расчет контрольных расхождений (сопоставление показателей внутри декларации на выявление общих расхождений, если таковые будут выявлены, соответствующее уведомление автоматически по каналам ТКС будет направлено налогоплательщику). Далее декларации покупателей будут соотноситься с декларациями продавцов, то есть автоматически программным комплексом будут обрабатываться взаимосвязи по каждой операции. То есть сведения из раздела 8 «Сведения из книги покупок», раздела 9 «Сведения из книги продаж», деклараций по НДС будут поступать в базу данных для проверки налоговых вычетов у покупателей и корреспондирующей праву на вычет обязанности продавцов по определению налоговой базы и суммы НДС. В качестве идентификатора выступит каждый счет-фактура. Если программа обнаружит соответствие данных конкретной покупки и продажи, то эта операция исключается из дальнейшей обработки. Если соответствия нет, процесс анализа продолжается.

И здесь велик риск получения информации, искаженной ошибками ввода и неточностями, в связи с чем рекомендуем налогоплательщикам проверить на достоверность сведений в счетах-фактурах, включаемых в декларацию по НДС с помощью имеющихся online-сервисов проверки сведений. Пользователю предоставляется два режима проверки сведений: через терминал на портале www.nalog.ru, через бухгалтерскую учетную систему. Загрузить на проверку соответствия сведениям ЕГРН можно как единичного контрагента, так и список контрагентов из внутренней учетной системы налогоплательщика (например, 1С:Бухгалтерия). Программа автоматически проведет анализ соответствия наименования контрагента, его ИНН, КПП, результаты направит в учетную систему налогоплательщика. Причем время обработки информации, например, 10000 контрагентов не превышает десяти секунд.

Для обязательств продавца и покупателя есть приемлемый вариант - сначала налоговую базу и налог к уплате заявляет продавец, а затем покупатель заявляет вычет (право на вычет можно заявить в более позднем периоде). Вариант, когда первым заявляет вычет покупатель, а позже продавец мы считаем неприемлемым.

Учитывая, что покупатель может не заявить сразу весь вычет по НДС (экспорт) в программном комплексе автоматизированной камеральной проверки предусмотрен механизм накапливания и контроля данных. Особое внимание уделено посредникам, в том числе не являющимся плательщиками НДС и представляющими в налоговые органы журналы полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде. Для контроля взаимосвязи покупателя и продавца созданы специальные программы автоматического построения «цепочек». В случае выявления расхождений на электронный адрес налогоплательщика программным комплексом в автоматическом режиме будет направлен реестр расхождения в XML формате с приложением рекомендуемого ФНС России формализованного пояснения, которое автоматически может быть принято учетной системой налогоплательщика. Далее при поступлении по ТКС от налогоплательщика формализованных пояснений осуществляется обработка пояснений по выявленным расхождениям и корректировка информационного ресурса.

У налогоплательщиков в 2015 году остается неизменным право направить в налоговый орган неформализованное (произвольное) пояснение по выявленным расхождениям в электронном виде или на бумажном носители с приложением необходимых документов. В случае изменения налоговых обязательств по выявленным расхождениям, налогоплательщик сдает уточненную налоговую декларацию по НДС.

На втором этапе отработки расхождений налоговыми органами республики будет производиться ручной ввод неформализованных пояснений по расхождениям и при необходимости направляться требование о представлении документов по расхождениям и отработка ответов. Правовой основой направления требования налогоплательщику, в случае выявления расхождений показателей покупателя и продавца является новая редакция статьи 88 НК РФ «Камеральная проверка», позволяющая запрашивать необходимые пояснения и документы.

Третий этап включает в себя непосредственно проверку реальности операций налогоплательщика, с использованием полномочий, предусмотренных положениями статей 93, 93.1, 86, 90, 92 НК РФ и оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Все вышеуказанные этапы проведения камеральной проверки проводятся в отношении всех деклараций по НДС как с суммами возмещения из бюджета, так и уплате в бюджет - главное принципиальное различие камеральной проверки деклараций НДС 2015 года.

Целью озвученных изменений является проведение в отношении конкретного налогоплательщика мероприятий камерального налогового контроля, соразмерного наличию (отсутствию) рисков совершения налоговых правонарушений. Для налогоплательщиков, которым не свойственно агрессивное налоговое планирование, налогоплательщиков, проявляющих должную осмотрительность при выборе контрагентов и налогоплательщиков, имеющих налоговую нагрузку не ниже среднеотраслевой - налоговое администрирование будет минимальным, независимо от того сформировал НДС за проверяемый налоговый период к уплате или возмещению».

***

По словам организаторов семинара, все изменения в налоговом законодательстве направлены в том числе и на то, чтобы противодействовать деятельности фирм-однодневок, которых умышленно вовлекают в документооборот, формально обосновывая правомерность применения налоговых вычетов по НДС.

Ну это вовсе не означает, что после вступления этих изменений налогоплательщики всю ответственность за выбор контрагентов смогут переложить на налоговые органы и бюджет РФ. Нет, как и прежде, при заключении сделок необходимо проявлять должную степень осмотрительности в выборе контрагентов.

Гражданским кодексом РФ прямо закреплено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом принципе порядке. Это с одной стороны. С другой стороны, Гражданское законодательство основывается на принципе свободы договора, на определении на основе договора любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Это означает, что все риски, связанные с выбором контрагента, ложатся на налогоплательщика, в том случае если он не проявил должную степень осмотрительности при заключении сделки, выработанную правоприменительной и судебной практикой.

При этом ФНС заинтересован в том, чтобы оказывать налогоплательщикам информативное содействие в процессе выбора им контрагентов, поскольку считает необходимым пресекать деятельность фирм-однодневок. Для этого на официальном сайте размещены специальные сервисы, которыми могут воспользоваться все желающие.

***

Что будет представлять собой модель налогового контроля во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками по НДС с 2015 года? Прохождение информации в электронном виде от налогоплательщика до налогового органа, исключение ручных процедур анализа в деятельности налоговых органов, сведение до минимума процедуры инициативного истребования в рамках камеральных налоговых проверок документов у налогоплательщиков и их контрагентов.

Кратко - о главном

Изменения в Налоговый кодекс РФ, связанные с декларированием налога на добавленную стоимость, начиная с отчетности за 1 квартал 2015 года:

Вводится новая форма налоговой декларации по НДС, изменен порядок ее заполнения, формат представления и добавлены разделы, содержащие сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (расширенная налоговая декларация по НДС).

Установлена обязанность представления налоговой декларации по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Налоговая декларация, представленная на бумажном носителе, не будет считаться представленной.

Определены лица, которые должны представлять в налоговый орган журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота и деятельность, при которой эта обязанность возникает.

В связи с указанными изменениями каждая организация и индивидуальный предприниматель - плательщик НДС должен провести организационные мероприятия, связанные с подготовкой к декларационной компании по НДС:

- о возможности представления расширенной налоговой декларации с оператором ЭДО, с которым заключен соответствующий договор;

- о возможности подписания расширенной налоговой декларации по НДС электронной подписью;

- о возможности формирования расширенной налоговой декларации по НДС с разработчиком учетной (бухгалтерской) системы (программы) или с организацией, обслуживающей данную систему.

В соответствии со статьей 23 НК лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию в электронной форме, должны с 01.01.2015 г. обеспечить электронное взаимодействие с налоговым органом по телекоммуникационным каналам через оператора электронного документооборота.

Налогоплательщики обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме документов (требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган) в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Статья 76 Кодекса устанавливает право налогового органа принимать решения о предоставлении операций по счетам налогоплательщика организации в банке и переводов его электронных денежных средств в случае неисполнения им обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган, а также в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Указанные изменения налогового законодательства, вступающие в силу с 01.01.2015, коснутся значительного числа налогоплательщиков.

Налоговые органы в целях сокращения рисков (нарушение действующего порядка электронного декларирования) рекомендуют представить налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2015 г. заблаговременно, за 5-10 дней до установленного Кодексом срока по представлению налоговой декларации по НДС.

Также рекомендуется провести проверку информации о контрагентах, которая содержится в учетной (бухгалтерской) системе, на предмет правильности занесения в систему ИНН и КПП контрагентов.

Для этого можно воспользоваться онлайн-сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).

ФНС России дорабатывается бесплатный программный продукт «Налогоплательщик ЮЛ», позволяющий сформировать расширенную налоговую декларацию по НДС. Данный программный продукт можно будет бесплатно загрузить с официального сайта ФНС России.

Подготовила Лариса Бордина

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста