В помощь родителям особенных малышей

5 июля 2017, 10:28

Трудно даже представить, что творится в душе родителей, чьи дети родились с отклонениями в здоровье. Как принять факт, что твой ребенок, такой желанный и родной, не такой, как другие, а особенный? Как смириться с тем, что возможно он не сможет играть со сверстниками, посещать обычную школу. На все эти и многие другие вопросы точно знают ответ в Саяногорском реабилитационном центре. По статистике 70% детей проходят лечение в центре с проблемами по неврологии, 20% это ортопедия и оставшиеся 10% с соматическими заболеваниями.

Заместитель директора по воспитательной работе Екатерина Тимофеевна Юрковец поделилась с нами богатым опытом Саяногорского реабилитационного центра по части психологической и социальной помощи родителям.

- Екатерина Тимофеевна, расскажите, какую работу вы проводите с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья?

- У нас в центре работают два клуба: «Надежда» и «Родительская приемная», руководит которыми социальный педагог Татьяна Вениаминовна Кромаренко. В клубе «Надежда» родители вместе с детьми получают квалифицированную помощь психологов, социальных работников, дефектологов и других специалистов центра. В «Родительскую приемную» родители могут обратиться, чтобы получить ответ на волнующий вопрос, в режиме «здесь и сейчас». Специалисты не только ответят на вопрос, но и научат родителей практическим приемам по развитию речи, познавательных процессов и физических качеств. Естественно, что в разные периоды времени родителей интересуют самые разнообразные вопросы. Например, в этом году семьи активно интересуются нормативно-правовыми вопросами, касающимися обучения детей-инвалидов в школе, инклюзивного образования, адаптированным программам обучения детей-инвалидов.

- С какими проблемами сталкиваются родители детей с ограниченными возможностями здоровья?

- Существует проблема социализации ребенка в обществе, в частности в учебных заведениях. С этим сталкиваются все родители. Но, нельзя отрицать тот факт, что каждое заболевание порождает специфические проблемы психологического и социального характера. Например, ребенка с ДЦП нельзя оставить одного, ему требуется круглосуточный уход. Конечно, тяжело, когда мама одна занимается с ребенком и просто загоняет себя в угол.

За последние несколько лет резко возросло количество детей с аутизмом, которых нельзя оставить даже с тьютором или воспитателем. Подход к ребенку вырабатывается годами и обычно только родители в курсе всех поведенческих нюансов. Только в нашем центре проходят реабилитацию 70 малышей со всей республики с подтверждённым диагнозом аутизм. И если социум более или менее научился нормально реагировать на людей, страдающих ДЦП, то детей с аутизмом не принимают иногда даже взрослые люди. Аутисты внешне ничем не отличаются от сверстников. Однако они испытывают проблемы в построении отношений и общении. Такой ребенок может быть абсолютно отстранен от действительности, а может резко начать кричать или драться. Отклонения также могут проявляться в навязчивом желании приводить в порядок вещи или следовать строго определенному режиму.

- Отчего так происходит?

- Этот недуг очень сложно диагностировать в раннем возрасте до 2-х лет. Родители чаще всего первыми замечают, что ребенок ведет себя необычно. В нашей стране диагноз аутизм стали ставить пациентам сравнительно недавно. То есть фактически раньше отсутствовало четкое понятие и представление о заболевании, а соответственно и методах лечения.

- Какие существуют ранние признаки того, что ребенок находится в группе риска?

- Аутизм является сложным нейробиологическим отклонением, которое обычно сопровождает человека в течение всей его жизни. Основными признаками болезни является ярко выраженная ограниченность социального общения и отсутствие каких-либо интересов. Дети, страдающие аутизмом, не способны построить в будущем нормальные человеческие отношения. По данным статистики, на 1000 новорожденных приходится 6 случаев аутизма. Болезнь в 4 раза чаще поражает мальчиков. Очень важно как можно раньше обнаружить отклонения, чтобы вовремя провести коррекцию. Родителям стоит обследовать ребенка, если был замечен один из следующих признаков:

- Не улыбается, не проявляет теплых и радостных чувств в возрасте 6 месяцев и более;

- Не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоции посредством мимики в возрасте от 9 месяцев;

- Отсутствует реакция на обращение по имени в возрасте 10 месяцев;

- Отсутствует детский лепет в возрасте 1 года;

- Отсутствуют обычные жесты, такие как указать пальцем, продемонстрировать, вытянуть руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 1 года;

- Не знает никаких слов в возрасте полутора лет;

- Отсутствуют осмысленные фразы из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте двух лет;

- Любая потеря речи (или лепета) либо социальных навыков в любом возрасте.

Ученые до сих пор спорят о возможных причинах мутации генов, с целью найти лекарство от аутизма. Но вопрос о том, почему происходит сбой в генах, несущих ответственность за созревание синаптических связей в мозге, - остается открытым.

- Екатерина Тимофеевна, можно ли говорить о конкретных результатах реабилитации и социализации таких детей?

- В прошлом году к нам приезжал психолог из Абакана Алексей Глухих с теоретическим и практическим семинаром по работе с детьми, имеющими диагноз детский аутизм. Он провел теоретические занятия для педагогов реабилитационного центра, школы №8 и специалистов других учреждений образования. В практической части продемонстрировал на детях уникальные методы и приемы, которые помогли добиться впечатляющих результатов. Сейчас у нас в центре наработана неплохая база для работы с детьми, страдающими аутизмом.

Что касается, обучения детей-инвалидов, то считаю, что в этом году мы совершили большой прорыв. Пятеро мам города Саяногорска дистанционно обучаются в Центре коррекции и развития в Москве. Шестимесячные курсы «Основы деятельности тьютора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» могут пройти как воспитатели, помощники, так и родители. Цель программы - сформировать навыки и умения тьютора организовывать условия для интеграции учащегося с особыми потребностями развития в образовательную и социальную среду школы для прохождения учеником индивидуального образовательного и социального маршрута. Родитель в качестве тьютора сможет выполнять роль проводника между педагогом и ребенком. Мы гордимся этим новшеством, ведь в октябре сертификаты получат первые родители-тьюторы в республике, а может быть и в России.

Программа курсов обширна и, как я уже говорила, рассчитана на шесть месяцев. За это время родитель изучит такие темы, как технология коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ДЦП, умственную отсталость, развитие побуждающих потребностей к деятельности детей с ОВЗ, тех детей, которые «не хотят» или «не реагируют» на любые стимулы, освоение системы коммуникативных навыков и умений и отработки моделей социального поведения с тьютором и другие.

- Какие знания родителям дают занятия в клубах «Надежда» и «Родительская приемная»?

- В клубе «Надежда» психолог работает по индивидуальной программе с мамой и ребенком. После занятия и анализа ответов ребенка маме выдается программа для занятий на 2-3 месяца. Потом они возвращаются в центр и рассказывают, что удалось, а что нет. Радует нас и то, что в центре хорошая обратная связь, ведь дети-инвалиды проходят реабилитацию по 2-3 раза в год. Мы можем с полной уверенностью сказать, что родители и дети с удовольствием приезжают на реабилитацию. Благодаря волонтерам города в центре часто проводятся праздники, конкурсы и мастер-классы. Не только для детей, но и для родителей это эмоциональная разгрузка. Да что говорить, если даже те 20-30 минут, когда специалист работает с малышом, мама может отдохнуть, почитать или погулять. Самое страшное – остаться один на один со своей проблемой.

Специалисты Саяногорского реабилитационного центра идут на встречу всем. С сентября специалисты будут рады видеть у себя в гостях родителей, нуждающихся в консультации. Иногда родители сомневаются или стесняются спросить что-то касающееся здоровья или развития ребенка. Специалисты реабилитационного центра помогут и конкретным советом, и таким необходимым добрым словом.

 

 

Подготовила Дарья Балагура

 

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста